В России выдан патент на вечный двигатель. Официально и по всем правилам

Крупнейшие патентные ведомства мира десятилетиями или веками принципиально игнорируют любые конструкции, нарушающие начала термодинамики. С точки зрения здравого смысла это хорошо, но конспирологи и гении-самоучки считают иначе. По их мнению, такая политика стала результатом заговора (подставьте сюда любое вымышленное или не очень секретное общество либо лобби). Что ж, похоже, Роспатент встал на их сторону.

Как пишет «Газета.ру», Федеральная служба по интеллектуальной собственности («Роспатент») в августе 2020 года выдала патент на некий «роторный инерционный двигатель». Согласно указанному в заявке описанию, он «использует для своей работы экологически чистую, возобновляемую энергию силы инерции центростремительного ускорения жидкости, вращающейся с одинаковой с ротором двигателя угловой скоростью». Да, любой человек, помнящий хотя бы школьный курс физики, уже на этом моменте разбивает себе лицо ладонью от отчаяния.

Тем не менее ведомство не смутило полное отсутствие смысла в псевдонаучном описании механизма действия изобретения (сила инерции не может иметь какой-либо энергии). В Роспатенте объясняют одобрение заявки ее непротиворечием бюрократическим правилам. Во-первых, экспертиза патента не предусматривает экспериментов или опытов для проверки работоспособности изобретения. Важно лишь, чтобы в документах содержалась необходимая для воспроизведения разработки информация. Во-вторых, заявка должна отвечать ряду требований (новизна, оригинальность и тому подобное), но не обязана соответствовать каким-то научным принципам.

Автор этого вечного двигателя в интервью журналистам рад принятому Роспатентом решению и собирается продать свое изобретение. Но процесс согласования он описывает как проходивший с муками — очевидно, эксперты сопротивлялись откровенно абсурдной заявке. Тем не менее обосновать отказ не смогли.

Что самое интересное, изобретатель не пытается объяснить, на основе каких физических механизмов работает его детище. Установка «черпает энергию из окружающей среды, аналогично двигателям, работающим на энергии Солнца, или энергии радиоактивного распада», заявляет он. В случае «роторного инерционного двигателя» это «неисчерпаемая потенциальная энергия инерционного напора жидкой среды».

Иными словами, запатентованный в России вечный двигатель представляет собой очередную итерацию «бесконечно» вращающегося маховика. Только на этот раз — жидкого. Конструктивно, судя по изображениям в патентной заявке, предлагается реализовать нечто похожее на гидромуфту. Проблема в том, что по дорогам только нашей страны таких устройств перемещается несколько миллионов (они есть в АКПП с гидротрансформатором), но никакого вечного движения внутри них не наблюдается.

В комиссии по лженауке Российской академии наук назвали этот прецедент крахом отечественной системы экспертизы. Глава организации академик Евгений Александров отметил, что «отсутствие добросовестной экспертизы в условиях изоляции и отсутствия контактов с мировым экспертно-научным сообществом неизбежно приведет к продвижению лженаучных проектов в самых разных областях деятельности». Учитывая огромный опыт применения сомнительных с научной точки зрения технических решений, систем и лекарственных препаратов, ситуация может радикально ухудшиться.

Превентивный отказ от рассмотрения заявок на вечные двигатели любого рода патентные ведомства устанавливают сразу по нескольким причинам. Для начала — таких предложений приходит просто астрономическое количество. И не только регистраторам интеллектуальной собственности: папка «Входящие» редакционной почты Naked Science тоже пополняется ими на регулярной основе. Если каждому уделять хоть немного внимания, времени на действительно полезную деятельность не останется совсем.

Но самое главное — авторы подобных изобретений используют зарегистрированный патент в качестве средства самоутверждения и маркетинга. Для них это признак их важности, внимания общественности к абсурдной идее. А если у такого изобретателя есть коммерческая жилка, патент становится мощным инструментом рекламы, хорошо действующим на плохо образованную часть публики.

Источник: naked-science.ru