Изобретатель Юрий Чашков разработал новый тип ледокола

Капитан дальнего плавания Юрий Арсентьевич Чашков разработал ледокол принципиально новой конструкции. По мнению специалистов, он сможет обеспечить на севере круглогодичную навигацию. Сломать лед - не самое главное Для масштабного освоения Арктики у нас намечено построить восемь мощных атомных ледоколов и пять дизельных. Вы считаете, что эта техника неэффективна, что выделяемые огромные деньги не принесут должной отдачи, что ваш ледокол лучше и дешевле справится с поставленными задачами. Заявление более чем ответственное. Давайте разбираться. В чем основные минусы современных супермощных ледоколов? Юрий Чашков: Фактически они названы в статье, опубликованной в 2017 году, такими авторитетными специалистами, как член-корреспондент РАН А.В. Пустошный и доктор технических наук К.Е. Сазонов. Если совсем кратко, то суть в следующем. Ученые утверждают: если ломать лед сдвигом, а не изгибом, как это делается сегодня, то требуется намного меньше усилий. Но для этого нужна новая конструкция ледокола. Она не меняется со времен первых ледоколов, созданных еще адмиралом Макаровым. У всей этой техники нос напоминает форму ложки. Он наползает на льдину, под его весом она изгибается и ломается. Понятно, чем толще лед, тем тяжелее должен быть нос, а значит, вес всего судна, а также мощные двигатели. Причем зависимость не линейная, а геометрическая. К чему это приводит? Посмотрим на примере ледокола "Лидер", который должен стать флагманом нашего ледокольного флота. Его масса - 70 тыс. тонн, ширина - 47 м, длина - 209 метров. Чтобы затолкать такую махину на льдину, понадобилось 120 МГв мощности, два атомных реактора, и 4 винта по семь метров в диаметре. Но сломать лед - не самое главное. Ломать, как говорится, не строить! Дело в том, что ледокол оставляет позади себя в канале огромные льдины площадью 150-200 квадратных метров, масса которых при толщине три-четыре метра составит около 300-400 тонн. Через месиво таких гигантов транспортные суда не пройдут. Поэтому время ледовой навигации ограничено. Круглый год возможна навигация в северных реках, которые сегодня "работают" всего 3-4 месяца. Ледокол будет периодически прочищать путь, и неделю по нему может ходить любое количество судов.